При продаже. Собственнику важно, чтобы он не продал компанию дешевле, чем она стоит в этот момент на рынке. При оценке стоимости компании считаются не только активы, которые у нее есть, но и потенциал доходов — сколько она может принести новому владельцу в будущем.
При покупке. Будущий владелец не хочет платить за кота в мешке. Если не изучить нюансы, можно купить убыточный бизнес и потерять деньги. Обычно сложности и риски бизнеса отражаются на стоимости компании. Если у продавца есть опасения, что бизнес не выживет, он продает его дешевле рыночной стоимости. Бывает и так, что компанию продают по средней цене и скрывают проблемы. Во время оценки можно их выявить. При продаже или покупке рассчитывают рыночную стоимость бизнеса. Это цена, при которой компанию могут купить на открытом, конкурентном рынке.
При ликвидации и банкротстве. При закрытии компании рассчитывают ее ликвидационную стоимость: она учитывает скидку на быструю продажу. Чаще всего это цена, за которую быстро купят активы компании.
Три подхода в оценке стоимости компаний
1
Затратный подход
Метод чистых активов Метод ликвидационной стоимости
2
Доходный подход
Метод дисконтированных денежных потоков Метод капитализации
3
Сравнительный подход
Итоги
Стоимость оценки бизнеса рассчитывают при продаже, покупке, ликвидации и банкротстве.
Для оценки используют три подхода — затратный, доходный и сравнительный. Можно использовать их вместе или выбрать один в зависимости от ситуации.
Затратный подход показывает, сколько денег получит владелец компании, если просто продаст все свое имущество и выплатит долги.
Доходный подход опирается на прогноз будущих прибылей компании.
Сравнительный подход основан на информации о ценах продаж компаний-аналогов на открытом рынке